Дорогая Таисия!

Действительно, ребенок-непоседа отличается рассеянностью, невнимательностью и неусидчивостью. В сравнении с другими детьми он импульсивен и нередко агрессивен по отношению к окружающим. А уж о перепадах настроения и говорить не приходится – за день оно меняется бессчетное количество раз! В результате малыш быстро утомляется, становится капризным и раздражительным, поскольку не может самостоятельно справиться с потоком нахлынувших впечатлений и эмоций.

Но всегда ли мы, взрослые, ведем себя правильно по отношению к непоседе? Всегда ли мы доброжелательны с ним? Как говорится, врач, исцели себя сам! Поэтому для начала нужно запомнить несколько универсальных правил, которые помогут вам найти общий язык с необычным ребенком: относитесь к проказам малыша как к проявлению простого любопытства с его стороны; старайтесь не одёргивать его по пустякам и воздерживайтесь от резких и оскорбительных слов в его адрес; наказание (угол, крик, шлепок) в случае с непоседой – мера довольно неэффективная, поскольку такой подход лишь провоцирует еще большую агрессивность; не игнорируйте ребенка, поскольку бойкот ему непонятен и вызывает у него лишь чувство тоски и одиночества.

1.Ребенок весьма нуждается в телесном контакте, поэтому старайтесь как можно чаще обнимать его, брать на руки или усаживать на колени. Но никогда не делайте это против его воли;

2.Перевозбужденность чревата для ребенка нервным срывом, поэтому в те моменты, когда он перестает себя контролировать, постарайтесь переключить его на более спокойный вид деятельности (чтение, лепка, рисование и т.д.);

3.Явными признаками перевозбуждения являются: проглатывание слогов при произнесении слов, видимая неспособность дослушать до конца, хаотичность движений. И здесь важно установить истинную причину такого состояния. Чаще всего оно зиждется на недостатке внимания со стороны окружающих, обиде, ревности или страха перед одиночеством. В результате возникает ситуация, когда ребенок все свои волнения выносит наружу. При возникновении первых признаков перевозбуждения необходимо постараться как можно быстрее устранить их;

4.Специалисты советуют проговаривать вслух то, что испытывает малыш, чтобы он научился распознавать свои эмоции и лучше управлять собою. Коротко называйте чувства, присущие его нынешнему состоянию: «Ты рассержен», «Тебе обидно», «Тебе грустно», «Тебе одиноко», «Тебе весело», «Тебе приятно», «Ты счастлив» и т.д. Обращайте особое внимание ребенка на хорошие моменты в его настроении, чтобы утвердить в нем позитивное отношение к жизни. Позволяйте выплескивать и негативные эмоции, предварительно договорившись о том, как он будет это делать: бить палкой по полу, топать ногами, рычать и т.п. Важно предупредить малыша, что в эти моменты нельзя причинять боль людям и животным;

5.Запомните, что буйность и конфликтность у ребенка являются своеобразной просьбой о помощи и желанием обратить на себя внимание. Если такое поведение выражено во второй половине дня, то можно сделать вывод о том, что малыш утомлен. Легкий массаж, ванна или теплый душ – все это быстро снимет его напряжение. Затем рекомендуется почитать интересную книгу, избегая активных игр или просмотра телевизора;

6.Умение владеть собой – самая трудная из всех задач, которые стоят перед непоседой. Неумение справиться со своими эмоциями часто приводит к наказанию со стороны взрослых (которые и сами когда-то были детьми). Не «ломайте» малыша, а просто объясняйте, почему вы сердитесь на него. Ведь любое порицание без объяснений взращивает чувство одиночества в ребенке и говорит ему об отсутствии родительской любви;

7.Важно соблюдать установленный режим дня. Приучайте непоседу к тому, что какие-то вещи он должен делать сам (умыться, одеться, сесть за стол для завтрака, убрать вечером игрушки и т.д.). Ненавязчиво приучив ребенка к порядку, вы можете рассчитывать на то, что он станет более самостоятельным и выдержанным;

8.Четко формулируйте свои просьбы и требования. Вместо того чтобы бесконечно твердить фразу: «Надень рубашку», дайте ему ее в руки и четко сформулируйте то, что от него требуется;

9.Если во время совместного занятия с вами (например, чтения) ребенок постоянно отвлекается или задает массу посторонних вопросов, не возмущайтесь: отвечайте на вопросы и снова возвращайтесь к книжке. Иными словами, постепенно приучайте ребенка доводить начатое дело до конца. А ваша похвала в конце чтения станет достаточным стимулом для того, чтобы почувствовать себя счастливым!

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2010)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы