Дорогая Александра, привожу Ваше письмо полностью:

«Мы с мужем расстались год назад. Сыну, проживающему со мной, уже 13 лет, но по поведению он напоминает 5-летнего ребенка, из-за чего у него в школе проблемы. Обращалась к детскому психологу, но пока безуспешно. Разговоры уже не помогают, а родственники все время одергивают его (и меня заодно) за неправильное воспитание. Я боюсь, что моему ребенку будет в дальнейшем еще труднее. Как его воспитывать?»

 

Сложно ответить на Ваш вопрос, не имея полного представления о ситуации, развивавшейся в Вашей семье все последние годы. Поскольку Вы не пишете об участии мужа и старших родственников — бабушек и дедушек — в воспитании сына, то смею предположить, что их педагогический вклад минимален.

13 лет – переходный возраст, на который приходится т.н. кризис социального развития. Психологи считают, что этот период напоминает кризис 3-х лет. Только в раннем детстве ребенок пытается доказать свою личную самостоятельность («Я сам»), а в начальном подростковом возрасте – он закрепляет свое место в обществе («Я сам» в социальном смысле).

Действительно, в это время дети, особенно мальчики, могут казаться инфантильными, их поступки – неуместными, а воспитание — неправильным. Но это не всегда соответствует истинному положению вещей. Специалистам хорошо известно, что именно к 13-ти годам у ребенка наступает «негативная фаза полового созревания», в результате чего успеваемость стремится к нулю, работоспособность и внимательность резко снижаются, а внутренний конфликт, наоборот, нарастает. На смену конкретному мышлению приходит логическое.

Сам ребенок как бы конфликтует с внешним миром, нередко враждебен и склонен к нарушениям дисциплины. Параллельно с этим он испытывает постоянное внутреннее беспокойство и недовольство собой, нередко стремится к одиночеству и самоизоляции.

Такое состояние может длиться от нескольких недель до многих месяцев: в это время подросток почти не слышит старших, выглядит отстраненным, иногда излишне возбудим или, напротив, туп. Острое протекание кризиса наблюдается примерно у 20% подростков.

Но кризис 13-ти лет, как правило, абсолютно не учитывается взрослыми: их подходы к воспитанию взрослеющей личности не меняются, а требования становятся все жестче и категоричнее. Представьте себе такую картину: человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти из-за отравления, проводят не реанимационные мероприятия, а вводят дополнительную дозу яда. Каков будет результат? То же самое происходит с психикой подростка: в указанный период человеческое «Я» и окружающий мир существуют как бы отдельно друг от друга, мало соприкасаясь между собой. Отсюда следует, что нужно всеми силами содействовать адаптации ребенка к обществу, а не загонять проблему внутрь его неокрепшей психики.

1.Если возможно, старайтесь меньше критиковать поведение сына и больше общаться с ним. Подростки хотят, чтобы их не слУшали, а слЫшали. Чувствуете разницу?

2.На несколько месяцев приостановите посещение тех мест, где Вы и Ваш сын наиболее часто подвергаетесь упрекам в неправильном воспитании и плохом поведении. Этим самым Вы не только поможете ребенку в сохранении адекватной самооценки, но и сами не собьетесь с правильного воспитательного курса.

3.Интересуйтесь учебой сына в школе. В случае обнаружения провалов в успеваемости займитесь дополнительным изучением проблемных предметов (самостоятельно, с учителем, с репетитором). Разъясните свою позицию преподавателям, что поможет избежать дополнительных неприятностей в школе.

4.Понимаю, что Ваши отношения с бывшим супругом далеки от идеальных. Но все же лучше не муссировать тему Вашего развода и не давать отрицательной характеристики отцу в присутствии ребенка.

5.Иногда я привожу своим клиентам пример: даже если мы сядем на кастрюлю, стоящую на огне, сможем ли добиться, чтобы суп сварился быстрее? Ответ напрашивается сам собою: не сможем. Так стоит ли упрекать ребенка за то, что его возрастной кризис пришелся трудный период в семье и на время распада прежних родственных связей, что повлекло за собой необходимость быстрее взрослеть – необходимость, к осознанию которой он еще не готов! Будьте терпеливы и внимательны к ребенку, и уже через несколько месяцев заметите значительные перемены к лучшему.

(опубликовано в газете «Парадный Подъезд», 2010)


Дата публикации: 03.04.2010   РубрикаВопросы и ответы