Дорогая Анна!

К сожалению, не всё зависит от воспитания. Особая роль здесь отводится тяжелым личным обстоятельствам, накладывающим заметный негативный отпечаток на психологический портрет человека. Еще одной причиной повышенной конфликтности может стать наследственный фактор. В результате, мы нередко можем видеть представителей одной семьи, обладающих не только разной внешностью, но и характерами.

Обычно в конфликте виноваты обе стороны. Разница лишь в том, что один зажигает спичку, другой дает огню разгореться, а затем каждый подбрасывает свои дрова в костер конфликта.

Специалисты считают, что в основе любого конфликта лежит стремление к соперничеству, превосходству над другими и банальный эгоизм. Иногда виной всему – неблагоприятное стечение обстоятельств или сознательное нарушение одной из сторон конфликта установленных правил (например, делового или бытового этикета).

Надо заметить, что не всегда конфликт является злом: порой сложная межличностная ситуация позволяет определить истинные интересы сторон конфликта и найти точки соприкосновения. Например, во время деловых споров или семейных ссор.

Исследования показывают, что подавляющее число конфликтов возникает не только помимо желания их участников, но и без веских на то оснований. Такие конфликты в профессиональной среде психологов получили название случайных, т.е. зависящих от случая, стечения обстоятельств.

Главную роль в возникновении случайных конфликтов играют т.н. конфликтогены – слова или поступки, приводящие к негативным последствиям во время общения. Коварство конфликтогенов легко объяснить тем, что мы гораздо чувствительнее относимся к тому, что делают и говорят другие, нежели к тому, что делаем или говорим мы сами. Иными словами, мы разрешаем себе ругать самих себя, но критику со стороны окружающих воспринимаем как посягательство на свое достоинство.

Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поскольку в кровь выделяется норадреналин – гормон агрессии. А вот доброжелательное отношение и бесконфликтность позволяют брать верх гормонам удовольствия – эндорфинам.

Любой конфликт развивается по простой схеме: первый конфликтоген (слово или поступок) – более сильный ответный конфликтоген – еще более сильный конфликтоген и т.д… В итоге, возникает конфликт.

Как же избегать подобных ситуаций в быту?

1.Старайтесь не использовать слова и не совершать поступки, способствующие возникновению конфликтов. Всегда ставьте себя на место собеседника: не обиделись ли вы, услышав что-то подобное в свой адрес? Подумайте о том, что сказанная фраза или совершенное действие могут глубоко ранить человека, задеть за живое.

2.Не отвечайте злом на зло: нужно помнить о том, что если вы не остановитесь в момент зарождения конфликта, то позже сделать это будет практически невозможно, поскольку конфликт любой развивается стремительно.

3.Искренне сопереживайте своему собеседнику и учитывайте его эмоциональное состояние. Это позволит обеим сторонам не видеть друг в друге врага и поддерживать разговор в относительно мирном русле.

4.Если человек вам близок и дорог, постарайтесь аккуратно настроить его на позитивный разговор. Это достигается довольно простыми способами: ненавязчивый комплимент, небольшая похвала, дружеская улыбка, подчеркнуто уважительное отношение, искреннее сочувствие и неподдельный интерес к его личности.

Не секрет, что каждый из нас остро нуждается в положительных эмоциях. Поэтому любой человек, щедро одаривающий нас уважением и теплом, становится самым желанным из собеседников. А все остальные проблемы, возникающие в ходе общения людей, легко можно решить, добившись взаимного расположения.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы