Дорогая Алла!

Непреодолимое желание что-либо покупать, никак не согласуясь с реальными потребностями или последствиями приобретения того или иного товара, получило в психологии название ониомания (от греческих onios — для продажи, mania — безумие). В обыденной жизни ониоманов называют шопоголиками или шопинголиками. Считается, что шопоголики составляют как минимум 1% от общего числа жителей развитых стран.

О таких людях известно давно: например, еще Эмиль Золя в романе «Дамское счастье» (1883 год) достаточно хорошо описал ситуацию, когда героиня разоряет своего супруга постоянными походами по женским магазинам. Да и в наше время есть множество примеров тому, когда склонность одного из членов семьи в неконтролируемому шопингу приводила семьи к распаду или стойкой утрате финансового благополучия и накопления непомерных долгов.

В последние годы к процессу помощи «вещистам» подключились не только психологи и врачи, но и изобретатели, создав электронный кошелек, реагирующий звуковым сигналом и отказом открываться на заметное уменьшение своего содержимого.

Не так давно специалисты пришли к выводу, что все ониоманы условно делятся на 4 основных типа – фанатичных, деловых, эмоциональных и равнодушных:

-фанатичные (они, что называется, «живут» в магазинах, постоянно носят модные вещи и не имеют других тем, кроме одной-единственной – темы покупок);

-деловые (эта группа шопоголиков особенно активно проявляет себя на разного рода распродажах, на открытии очередного магазина или бутика, в акциях в стиле «Две вещи по цене одной»);

-эмоциональные (такие шопоголики совершают покупки под влиянием вдруг нахлынувших эмоций: например, вместо дорогих зимних сапог они могут приобрести вечернее платье, которое им впоследствии никогда так и не понадобится);

-равнодушные (это самая меланхоличная группа шопоголиков, обожающая бесцельно бродить по торговым центрам, подолгу рассматривая витрины и выставленный в них товар; чаще покупка для них не важна — важен процесс обзора и наслаждения увиденным).

Узнать в себе или в постороннем человеке ониомана несложно:

-истинный шопоголик бесцельно или под надуманным предлогом выдвигается в магазин и теряет контроль над собой во время приобретения товара, а с прилавка метется все, независимо от необходимости в такой покупке, соответствия товара реальной цене или, например, стилю своего будущего хозяина;

-по завершении шопинга ониоман остается недоволен большей частью своих покупок и постоянно обсуждает купленное;

-«не те» вещи покупаются с завидным постоянством;

-желание совершить очередной поход в магазин возникает под влиянием плохого настроения или стресса. «Пойду в магазин, чтобы вновь развеяться», — стандартная фраза настоящего шопоголика;

-ониоман начинает тосковать и считает, что жизнь проходит зря, если он давно (с его же точки зрения) не был в магазине;

-зависимые от покупок люди нередко увлекаются модными журналами или просмотром передач по типу «Магазин на диване» («…на колесах», «…на дому» и т.д.);

-покупки шопоголика обычно критически оцениваются домочадцами, если, конечно, они сами не относятся к числу зависимых от шопинга людей.

Тем не менее, с ониоманами нельзя путать людей, которые «снимают стресс» в магазине, не выходя за пределы заранее установленной суммы и искренне наслаждаясь в дальнейшем качеством и полезностью приобретенного товара.

Иногда причиной ониомании может стать потеря (например, в результате развода) кого-то из близких или недостаток внимания со стороны родителей, идущий из детства, и шопинг воспринимается здесь как своеобразная психотерапия. Иным шопоголикам важен не товар, а элементы обслуживания (уважение, услужливый вид продавцов, лесть) и дополнительные аксессуары, приобретаемые при покупке товара (фирменные пакеты, подарки, бонусы, скидки, накопительные карты и проч.) – все это создает некую иллюзию власти. Но основной причиной развития ониомании все же является желание насладиться свободой в выборе или почувствовать самоуважение и уверенность в себе за счет возможности просто потратить деньги.

Что делать шопоголику, чтобы избавиться от своей зависимости?

1.Обратитесь за консультацией к психологу, и он поможет установить истинную причину, приведшую к развитию подобной привычки. Впоследствии можно скорректировать психологическими способами имеющуюся проблему или вовсе избавиться от нее;

2.Возьмите несколько уроков у дизайнера (интерьера, одежды и пр.), поскольку неумение разбираться в приобретаемых вещах и приводит к необдуманным покупкам. Во время шопинга будет достаточно одного взгляда на товар, чтобы отказаться от преждевременной покупки;

3.Совет для модниц-ониоманок: избегайте новых коллекций в магазинах, поскольку чрезмерно завышенная цена новой ненужной вещи нередко бьет по нервам похлеще иного конфликта с любимым человеком;

4.Откажитесь от кредитных карт, ведь именно они создают ощущение доступности вожделенной вещи, незаметно приводя к накоплению реальных долгов. Наличные средства, хоть и менее удобны в использовании, но все же помогают ощутить соотношение между потраченными деньгами и приобретенным товаром;

5.Не расплачивайтесь сразу за купленную вещь, а попросите продавца отложить ее до завтра. Этот отрезок времени даст возможность взвесить все «за» и «против» и отказаться от приобретения товара, если он не слишком нужен;

6.Сохраняйте чеки и записывайте все сделанные покупки. Простой анализ ситуации, проведенный после очередного шопинга, позволит оценить реальное положение дел.

 

(опубликовано в газете «Парадный подъезд», 2011)


Дата публикации: 03.04.2011   РубрикаВопросы и ответы