На этой неделе стало известно о том, что компьютерные игры (киберспорт) в России признаны официальным видом спорта. Пользователи соцсетей ожидаемо отреагировали на эту новость шутками вроде «Мам, я не играю, я тренируюсь», а одна из сотрудниц нашей редакции глубокомысленно произнесла: «А муж-то у меня, оказывается, спортсмен!».

Многие ещё помнят, как в конце 90-х — начале 2000-х годов интернет-клубы были заполнены подростками, которые часами напролёт играли в тогда только набиравшие популярность сетевые игры. Теперь уже интернет-клубы как явление канули в Лету, у всех дома появились свои собственные компьютеры и доступ в Интернет, а вот увлечение видеоиграми не только не прошло, но и наоборот вышло на новый уровень.

Для кого-то возможность побыть эльфом 10-го уровня или поуправлять танком времён Второй мировой войны остаётся способом расслабиться после тяжёлого учебного или рабочего дня, для кого-то – способом и вовсе не напрягаться насчёт работы или учёбы. Для третьих компьютерные игры стали своего рода работой.

За рубежом уже довольно давно киберспорт — а именно так называются соревнования по различным компьютерным играм — стал полноценной частью индустрии развлечений. Матчи между командами по самым популярным играм собирают множество зрителей, их транслируют по телеканалам, а победители получают весьма солидные призовые, иногда исчисляемые миллионами долларов.

С недавних пор киберспорт в России признали официальным видом спорта. Теперь под эгидой Минспорта РФ могут проводиться официальные соревнования, а их участникам будут присваиваться звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России».

У некоторых подобное решение вызвало удивление, ведь ещё не так давно на всех уровнях обсуждалась проблема зависимости детей от компьютерных игр, а самих «эльфов» сравнивали с чуть ли не с алкоголиками и предлагали лечить. И такие предложения имели под собой определенную почву. Так, в 2008 году 15-летний мальчик из бельгийского города Ля Лувьер довел себя до полного психофизического истощения, безудержно играя в видеоигры. Так ребенок проводил зимние каникулы. Юноша попал в больницу на скорой помощи, которую вызвала мать подростка после того, как, вернувшись с работы, увидела сына лежащим в бессознательном состоянии. Прибывшая бригада врачей констатировала у ребенка коматозное состояние, из которого его удалось вывести только спустя два дня. «Я помню, что ложился спать где-то в три часа утра. Я чувствовал себя очень уставшим, потому что практически не отходил от компьютера на протяжении двух недель каникул», — рассказал врачам подросток после того, как его привели в чувство.

И таких историй масса. Однако идти против того факта, что прогресс наступает, невозможно, как невозможно и не признать, что компьютерные игры и Интернет стали неотъемлемой частью нашей жизни.

С тем, что продвижение компьютерного спорта в любом случае должно было бы рано или поздно состояться, согласен и психолог Сергей Саратовский. «Это должно было произойти. Мы живём в современном мире, и киберпространство занимает значительную часть нашей жизни, так что бояться этого не нужно, — говорит он. — Более того, я считаю хорошим признаком, что спортивные состязания пополнились ещё одним интеллектуальным видом».

Психолог отмечает, что для любых спортивных состязаний требуется здравый смысл и определённый подход. Не является исключением и компьютерный спорт. Возможно, на данный момент он ещё не так упорядочен, как привычные нам футбол или хоккей, но со временем там тоже появятся устоявшиеся правила. Всё это должно быть направлено на то, чтобы люди не становились зависимыми.

Сергей Саратовский отмечает, что многие сомнения происходят от незнания. «Давайте вспомним, что когда-то такие же споры шли вокруг включения бокса в программу Олимпиады. Многие говорили, что это просто мордобой, а не спорт, но теперь мы имеем вполне состоявшийся вид, который интересует миллионы людей и в котором часто происходят зрелищные и интересные состязания. Так и в случае с киберспортом. Рано или поздно и здесь всё будет урегулировано, — делится своим мнением психолог. — Хуже когда игра не оформлена в систему, когда она не несёт смысла: дети играют в видеоигры, но не получают никаких результатов. Если они просто сидят за компьютером, а в результате не зарабатывают денег, не делают карьеру, не развивают свои способности и всё это заканчивается «пшиком», то в этом нет ничего хорошего. А если их увлечения будут вознаграждаться, то и интеллектуальная деятельность не будет напрасной».

Есть у киберспорта и ещё один плюс, актуальный в наше время. Спортсменов с клавиатурой и мышкой точно не получится обвинить в употреблении допинга. Хотя бы потому, что никаких препаратов, которые надёжно стимулируют мыслительную деятельность, пока что не придумали.

Большой интерес к компьютерным технологиям доказывает, кстати, и недавняя инициатива депутата Госдумы РФ Вадима Деньгина. Он предложил готовить в стране «киберсуворовцев». «Мы должны выйти с инициативой взрастить «киберсуворовцев» — молодого парня, молодую девушку, которые хотят, желают заниматься программированием на этапе именно школьного периода, а может быть, после школы перейти в специальный вуз, даже сделать альтернативную службу для тех, кто хочет заниматься программированием, но в рамках государства», — сказал Деньгин.

 

Сергей ДОЛОТОВ

Газета «Саратовские вести» № 59 (5414) от 18 июня 2016 года

 


Дата публикации: 30.06.2016   РубрикаНовости, Новости сайта